Метро
История создания метрополитена
Одно из главных событий в истории мирового метростроения произошло 10 января 1863 года, когда в Лондоне открылась первая в мире линия подземной железной дороги для поездов с паровой тягой, построенная компанией «The Metropolitan Railway».
Протяженность первого подземного участка с семью станциями составляла 3,6 км. Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью тоннелях были далеко не комфортабельными, популярность метро превзошла все ожидания.
Вторым в мире открылся в 1868 году метрополитен в Нью-Йорке, представлявший собой наземную железную дорогу, проложенную, в основном, на эстакадах. Как и в Лондоне, движение осуществлялось на паровой тяге.
Метрополитен показал огромные преимущества перед наземным городским транспортом и стал быстро развиваться.
Первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились еще в 1875 году. На рубеже XIX — XX веков население Москвы превысило миллион человек, и вопрос о строительстве городских внеуличных железных дорог для перевозки пассажиров и грузов встал особенно остро.
Проекты отечественного метро
15 мая 1902 года один из инициаторов отечественного метростроения инженер Петр Иванович Балинский и его соавтор известный специалист по строительству крупных мостов Транссибирской железной дороги Евгений Карлович Кнорре подали на имя московского генерал-губернатора докладную записку о необходимости создания в Москве «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения».
Проектом предусматривалось соединить Замоскворечье (Павелецкий вокзал) с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Предполагалось три очереди строительства общей протяжённостью 83 км, из которых 67 км — эстакады и 16 км — тоннели.
Представление проекта в городской Думе состоялось 7 августа 1902 года. После бурных обсуждений Дума отклонила проект. Во многом это было опасениями, что метро снизит популярность передвижения на трамвае (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).
Проект Московской городской управы (1913 г.)
В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трёх подземных диаметров: Таганско-Тверского (от Тверской заставы до Калитников); Арбатско-Мясницкого (от Каланчёвской площади до Брянского (Киевского) вокзала) и Виндавско-Замоскворецкого (от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ). Проект строительства, намеченный на 1914—1920 годы, был утверждён, но строительству помешала начавшаяся Первая мировая война.
Проект Службы коммунального хозяйства (1922 г.)
В 1922 г. специалистами Службы коммунального хозяйства была разработана схема метрополитена, включающая 12 радиусов, то есть шесть диаметральных линий (Дорогомиловско-Преображенская, Всехсвятско-Богородская, Даниловско-Марьинская, Пресненско-Рогожская, Хамовническо-Петровская, Калужско-Лефортовская), две кольцевые линии (Садовое и Бульварное кольца) и два полукольца, вытянутых с севера на юг и с востока на запад. Этот проект также не был официально одобрен.
Проект Siemens Bauunion GmbH (1925 г.)
Возросшая транспортная нагрузка в городе требовала принятия окончательного решения о строительстве метрополитена. В 1923 году проект московского метрополитена был заказан немецкой компании Siemens Bauunion GmbH. К 1925 году проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций, был готов. Однако денег на реализацию так и не нашли, и проект Siemens Bauunion GmbH остался на бумаге.
Окончательный проект (1933 г.) Открытие Московского метрополитена. Первая очередь
Окончательное решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б).
Согласно принятому проекту первая линия московского метрополитена шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича, занимавшего с 1931 г. пост первого секретаря Московского городского комитета (с 1955 года метрополитен носит имя В. И. Ленина).
Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Однако задолго до его открытия начались пробные рейсы, и одновременно шла интенсивная подготовка машинистов подземных поездов.
Люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. Разменных автоматов и турникетов тогда не было. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные - до станции "Сокольники", желтые - обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут. Впрочем, для путешествия под Москвой много времени и не требовалось. Длина первой трассы была 11,6 км.
Вторая очередь (1935 -1938 гг.)
Проект трассы 2-й очереди Метрополитена, составленный на основании июльского (1934 г.) постановления СНК СССР, был утвержден в 1935 году.
В перечень линий 2-й очереди вошли:
Арбатский радиус: Смоленская - Киевский Вокзал (1.7 км).
Покровский радиус: Улица Коминтерна - Площадь Революции - Курский Вокзал (3.5 км);
Горьковский радиус: Площадь Свердлова - Маяковская - Белорусский Вокзал - Динамо - Аэропорт - Сокол (9.7 км);
Последним в сентябре 1938 года был запущен Горьковский радиус.
Третья очередь (1937-1943)
В июле 1937 года СНК СССР утвердил состав линий и проект трассы 3-й очереди метро.
В состав 3-й очереди вошли:
Покровский радиус: Курский Вокзал - Спартаковская - Электрозавод - Стадион имени Сталина (7.3 км);
Замоскворецкий радиус: Площадь Свердлова - Новокузнецкая - Павелецкий вокзал - Завод имени Сталина (6.5 км).
1947
1957