Кропоткинская (Дворец Советов до 1957 года)



Сокольническая линия

Дата открытия:  15 мая 1935 года

Архитекторы: А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг

Выход в город:  через наземный вестибюль (архитектор С. М. Кравец) на Гоголевский бульвар, площадь Пречистенские ворота и Гагаринский переулок, через новый выход (архитектор А. К. Рыжков, 1961 г.) — на улицу Волхонка, Всехсвятский переулок, к Храму Христа Спасителя

Описание:  Станция была сооружена с двумя вестибюлями. Южный, построенный по проекту архитекторов С. Кравеца, А. Соколова, В. Костенко, П. Капланского, расположен в начале Моховой улицы, рядом с домом Пашкова - старым зданием Российской государственной библиотеки. Ныне этот вестибюль полностью перестроен и используется как наземный вестибюль станции "Боровицкая". Северный вестибюль, использовавшийся как совмещенный вход на станции "Библиотека им. Ленина" и "Ул. Коминтерна" (ныне "Александровский Сад"), был снесен во второй половине 40-х.  Станция получила название по бывшей площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские ворота и Пречистенская улица), названных в честь географа и историка П. А. Кропоткина.

Глубина заложения станции составляет 13 метров.

На станции два ряда десятигранных колонн, облицованных серовато-белым мрамором. Колонны в месте примыкания их к верху перекрытия оформлены в виде пятиконечной звезды. В верхней части колонн скрыты светильники. 


Путевые стены облицованы белым уральским  мрамором (до конца 1950-х годов  они были покрыты фаянсовой плиткой). Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым).

Проект станции был удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1935 год), Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

НАЗАД